Tour du Mont-Blanc

170 км по альпийским горным тропам, через три страны.
Привет, друзья. На связи Рудик и Карина — создатели Surfer Raincoats и большие путешественники. Только за два года жизни в доме на колесах мы побывали в двенадцати странах. В этом материале мы расскажем про то, как обошли вершину Монблан и преодолели маршрут в горах 170 км через три страны.

Как появилась идея пойти в трек вокруг Монблана?

Мы жили в Сочи, много времени провели в Красной поляне, ходили в небольшие походы, но мало что знали об outdoor комьюнити и горной индустрии.

Летом мы были в Черногории, и там же жили наши друзья, которые увлекаются темой гор, туризма и скалолазания. По их рекомендации вместе съездили в заповедник Дурмитор. Мы прониклись атмосферой этих мест — извилистая горная дорога, зеркальные озера, в которых отражались снежные вершины, сквозь снег пробивались фиолетовые крокусы, по дороге проходили стада лошадей или проезжали мототуристы. Затем у нас было путешествие по Трансильвании (Историческая часть Румынии). Там мы ночевали на знаменитой горной дороге Трансфагараш, а на утро пошли в небольшой трекинговый маршруту в Карпатах. Это одно из самых красивых мест в мире — вид на извилистую горную дорогу, которая уходит вниз в долину, трава словно прорисована, как в аниме-фильмах Миядзаки, облака, проплывающие прямо сквозь тебя. В этих походах мы задумались о том, что не мешало бы наконец обзавестись подходящей обувью и одеждой, и чаще ездить в горы.

В этот период те самые друзья, которые увлекаются темой гор, рассказывали нам про поход в Альпах — Tour du Mont-blanc. Они всегда вспоминали истории оттуда и говорили, что поход повлиял на их жизнь.

Мы планировали переезд в Европу и решили, что если получим визы, то первым делом купим необходимый инвентарь, поедем в горы и начнем с десятидневного похода вокруг Монблана. Как только план с визами удался, мы сразу начали воплощать задуманное.

Подготовка — сбор в поход, покупка инвентаря, планирование маршрута.

С момента подготовки начинается поход и это безумно интересная его часть. Единственное, что вам нужно, это принять решение, чтобы потратить определенную сумму для покупки всего необходимого. К счастью, в Decathlon есть вся экипировка за приемлемые деньги. Мы покупали ее заранее в Сербии, но вы можете все посмотреть на сайте и купить по приезду в Альпы.

Все, что мы купили от других брендов — это обувь и палатка. Например, ботинки Salomon обошлись примерно в 140 €, а суперлегкая палатка Salewa — около 300 €. Их мы нашли в магазинах для туризма в обычном торговом центре в Белграде.

Спустя год после похода, можем сказать, что собрались идеально. Важно взять все необходимое, но также чтобы не было лишних вещей. Так как все десять дней нужно нести весь стаф на себе.

Важно одеться, чтобы в любой момент можно было снять с себя лишнее, если будет жарко, и утеплиться на участках, где будет ветер или снег.

Выбирайте вещи, которые быстро сохнут, не жмут. В Decathlon есть специальное быстросохнущее нижнее белье. Мы советуем купить самонадувающийся коврик вместо пенки: это обеспечит хороший сон и повлияет на комфорт всего похода. Конечно же, у нас с собой были плащи Surfer Raincoats. Мы их использовали каждый день, во время дождя или ветра на вершине, крепили их снаружи рюкзака, чтобы плащ был всегда в доступе.

Маршрут мы смотрели в статьях и роликах на YouTube. В треке есть маршруты разной сложности. Если слишком тяжело, то можно пройти некоторые участки по прямой дороге по деревням, где-то воспользоваться канатной дорогой. По маршруту есть много указателей с пометкой TMB, рефьюджи — приюты с кафе и ночлегом, другие туристы. Но так случается не всегда, все же смотреть карту иногда нужно. Мы строили маршрут по этому гайду, и прошли путь за десять дней.

Специальной подготовки в целом не нужно. По крайней мере, мы заранее не тренировались перед походом. У нас хорошая выдержка на подъемах. Здесь скорее важен моральный настрой и чувство предвкушения приключений. Часть десятидневного маршрута привыкаешь к экипировке — например, к тяжелому рюкзаку. Рюкзак хорошо фиксируется на поясе и груди, но рано или поздно начинает сильно давить.

Также важно понять, что у вас со связками. Заранее это сложно проверить. У Карины, к примеру, заболела связка в колене на спусках, поэтому пришлось надевать эластичный наколенник, бинт и пить обезболивающее. Если подозреваете о такой проблеме, лучше потренировать связки и пропить коллаген, с собой взять наколенник и необходимые препараты.

Конечно, самое важное — это удобная обувь. Она должна хорошо фиксировать стопу, не давить. Лучше выбрать на один размер больше.

Что представляет собой Tour du Mont-blanc

Tour du Mont-blanc — это знаменитый кольцевой маршрут в горах вокруг вершины Монблан, который проходит через три страны: Франция, Италия, Швейцария. Официальный старт — в деревне Лез-Уш во Франции. Но так как маршрут кольцевой, мы начали путь в итальянском курорте Курмайор. Длина маршрута — 170 км, каждый день мы проходили 15-20 км.

Мы оставили автодом в автокемпинге, к нам приехали друзья, и мы отправились в путь.

На всем пути есть тропа, она проходит по разнообразным ландшафтам — лес, горные долины, деревни.

День проходит так: вы встаете утром в палаточном кемпинге, завтракаете (мы заваривали кофе, ели кашу), собираете палатку. Обычно в кемпингах можно сходить в душ. Часть дня поднимаетесь вверх, наверху отдыхаете в рефьюдже — обедаете в кафе или готовите еду на горелке, потом спускаетесь вниз. Кроме подъемов и спусков иногда идете по хребту, иногда — по деревне. Внизу останавливаетесь в палаточном лагере. Цены за место под палатку от 10 до 60 евро за ночь. Дороже всего было в Швейцарии. В лагере можно поставить палатку, постирать, приготовить еду или сходить в кафе. В кемпинге в Шамони даже устраивали концерты и привозили фургон с горячей пиццей.

Мы ходили в трек во второй половине августа. Это идеальное время, когда уже не жарко, но еще не холодно.

Еда и вода

Вода есть в источниках по всему маршруту.

Мы брали с собой пластиковые бутылки, так как они легкие и в них можно набрать воду на весь день, в том числе для готовки.

Так как консервы тяжело носить, еду в походы покупают сублимированную, в бумажных упаковках. Другая еда быстро портится. Можно брать еду на два-три дня и докупать в населенных пунктах. В Европе такая еда, как правило, качественная — например, ризотто с грибами, суп-пюре.

В магазине на вечер можно купить сыр, багет, овощи. Днем мы часто обедали на вершине в рефьюдже — горячим супом, багетом, сыром, бокалом вина. По пути останавливались на пит-стоп и варили кофе.

Ночевки

Мы всегда останавливались в палатке в кемпинге.

В Италии и Швейцарии нельзя ставить палатку в непредназначенных местах. Или можно после заката и до рассвета, но так никто не делает.

Во Франции мы ставили палатку в диком месте у озера и на полянке в лесу, но в удобных для этого местах, где обычно разводят лагерь и другие туристы. Так чувствуешь себя в большем комфорте и безопасности.

Мы не останавливались в горных приютах, так как места там нужно бронировать заранее. Но и в этом нет большого смысла, так как вcе спят в общей комнате, как в хостеле. В палатке, в теплом спальнике, с красивым видом гораздо комфортнее.

С собакой в походе

Мы брали нашу собаку в поход. Так делают многие туристы. Псу очень нравилось на маршруте. Мы взяли с собой запас корма и бутылку для воды, теплые вещи. Собака, как и мы, действительно устала на последних двух днях маршрута. Нужно быть готовым к тому, что ночь — это единственное время для сна собаки.

Наши впечатления

Каждая страна Tour du Montblanc уникальна.

Швейцария — как с открыток: домики-шале, долины, альпийские коровы и стада овец, голубика на склонах.

Франция — это вид на заснеженный сияющий Монблан, атмосферные кемпинги и рефьюджи, горный курорт Шамони, дикая ночевка у горного озера и самое классное комьюнити — все спортивные и приветливые, от бабушек до молодых людей, которые бегали по горам галопом. На одном участке во Франции был скалистый рельеф, где обитали горные козлы. Там была установлена лестница на отвесной скале. Пришлось туда забираться и поднимать собаку.

Италия для нас примечательна тем, что мы начали здесь маршрут и закончили. Так что первые впечатления от видов и всей атмосферы трека нам особенно запомнились здесь. Первая ночь в палатке и последние часы пути, когда мы уже не могли идти, — и эмоции по возвращении из трека.

По маршруту мы видели ледники, любовались видами на хребты гор и деревни, встречали разных животных: альпийских сурков, барашков, коров, горных козлов, коров. Всем коровам, которые пасутся на лугах, повязывают на шеи колокольчики, поэтому время от времени мы шли под музыкальные перезвоны этих колокольчиков.

Вечером все собираются в рефьюдже или палаточном лагере, и начинается своя атмосфера. Конечно, за десять дней случаются интересные знакомства. Русскоязычных туристов было мало, но мы встретили несколько интересных ребят, c которыми теперь держим связь.

В лесах на маршруте мы собирали голубику и маслята. В один из дней на участке между Францией и Италией встретили снег и сугробы, в то время как большую часть пути прошли в шортах.

Особенно запомнился рефьюдж в Швейцарии — в окружении звона колоколов, вида на голубую долину. Там была домашняя французская еда, печь с огнем. И ночевка одна с видом на туманный лес во Франции, где мы засыпали и просыпались под звуки колоколов.

Просыпаешься каждый день в предвкушении того, что же тебя сегодня ждет.