Как мы провели месяц в сёрферской деревне и отправились в дорожный трип вдоль Атлантики до Гибралтара и обратно
Марокко
ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ
Марокко – это радушные, по-детски наивные и открытые местные жители. В основном это берберы (берберский народ). В кафе всегда подают оливки и свежеиспеченный хлеб в корзинке. В меню всегда есть тажин, кускус и французский картофельный гратен. Сюда очень любят приезжать на отдых европейцы, особенно французы. Можно увидеть на дорогах старые Volkswagen Beetle с чемоданами на крыше. Также огромное количество автодомов, часто за рулем их женщины.

У многих французов здесь есть дачи. Один из официальных языков наряду с арабским и берберским – французский. Меню на английском встретишь не часто, а вот французскую речь чаще арабской. Практически везде на дорогах, у океана, в городах можно увидеть большое количество животных – верблюдов, ослов, коз, лошадей. Почти все города розового цвета. В каждом городе есть Медина – это историческая часть города, ограждённая крепостной стеной, куда можно зайти через огромные ворота. В таких мединах есть тот самый восточный рынок с коврами, специями, туфлями-барбушами, шелковыми платками, лампами из марокканского стекла, узкие улочки, в которых легко заблудиться, и самые атмосферные гостиницы.
Мы жили в деревне Сиди Кауки на океане, где царило умиротворение, а в гостинице можно было услышать прибой океана. Всех жителей можно было запомнить за пару дней. Главным развлечением было сходить в кафе и прогуляться вдоль океана. Мне повезло, что в этот момент у меня были заказы по работе иллюстратором и я могла погрузиться в эти проекты.

По пути из аэропорта в отель по запаху в воздухе и каким-то неуловимым вещам стало понятно, что в такой атмосфере я не была ни разу в своей жизни: Северная Африка, другая культура, другая природа, другой быт.

Это отражалось в розовых домах, построенных в колониальном стиле, человеке, который шёл со своим ослом вдоль дороги, в придорожном кафе с ярко-фиолетовыми бархатными скатертями.
Иногда казалось, что мы на Марсе, иногда – на Луне.
Одна из причин приехать в Марокко – серфинг. Мы не изучали информацию о спотах и поехали туда, где жили наши друзья-серферы. Весь месяц, что мы жили в Марокко, держалась ветреная погода. Нельзя сформировать четкого мнения о том, какой все-таки здесь серфинг. Кто хотел кататься, прокачивать свои скиллы – тот катался каждый день. Были серферы с опытом, которые отказывались от ежедневной каталки из-за мощи Атлантики, сильного ветра и холодной воды. Нам, как менее опытным и без своей экипировки, было сложно собраться с мыслями для регулярного серфинга. Совет: изучайте, какие есть споты для серфинга и выбирайте те, что подходят вам, определяйтесь, чего вы хотите: регулярной лайтовой каталки или преодоления и прогресса. Подумайте заранее о личном гидрокостюме и многих других вещах.
Прожив пару недель в деревне, мы запланировали роад трип. Предварительно расспросили других путешественников о приемлемых ценах на аренду автомобиля. И, когда время близилось к дороге, зашли в фирменный офис проката. Нам озвучили цену и условия, которые не сходились с тем, о чем нам говорили. Тогда мы решили обратиться к кому-то из местных и попросили управляющего нашего отеля помочь нам с бронью авто. В итоге у нас был автомобиль Dacia Duster – дизельный и на автомате. Стоит сказать, что проходимость для такого путешествия у него подходящая.

Нас ждали семь дней в дороге. И у нас были только примерные наметки на карте.

Из деревни, где мы жили, мы захватили пару попутчиков из Аргентины, с которыми уже успели познакомиться, и двинулись в путь. Общение и обмен опытом с людьми с разных континентов до сих пор остаётся для меня самой интересной и важной частью путешествия.

В начале пути мы застали несколько спотов с козами, пасущимися на деревьях, которые в последствии взорвали мой инстаграм сообщениями с всевозможными междометиями. Докинули ребят до ближайшего светского города, затем миновали Марракеш и двинулись в сторону севера. Природа по пути менялась от засушливой почвы с колючими кустарниками до глинистых склонов красного цвета с финиковыми пальмами.
Первое место, где мы ночевали, было возле города Ваззарат. Любовь забираться на непроходимые тропы выявилась ещё с начала нашего тревел-опыта. Мы ехали по глиняной дороге, в кромешной темноте, преодолевая то пустыри, то пальмовые заросли. Даже пришлось переезжать реку прямо на автомобиле.

У нас не было никаких сил заезжать на ужин, и хотелось быстрее добраться до отеля. По пути мы взяли быстрорастворимую лапшу на всякий случай – и не прогадали. Кухня уже практически была закрыта, но справиться с нашим не сложным ужином они все же успели. Нас пригласили в зону столовой, где был накрыт стол. Горячий хлеб, чай с мятой и наша лапша, сервированная с горячим соусов из томатов. Урок первый: отношение ко всему должно быть как минимум таким.

Утром мы обнаружили, что наша ночная дорога была умопомрачительно живописной. В реке, которую надо было переехать, африканки стирали своё белье и переносили что-то вроде сена на головах. И очень возмущались, когда я пыталась запечатлеть их на свой телефон.

Днём у нас было запланировано посещение киностудии «Атлас», где снимали эпизоды «Астерикса и Обеликса» , «Клеопатры», «Гладиатора» и многих других известных фильмов. Честно сказать, я была изумлена тому, насколько бутафорными оказались декорации дворцов, залов, лабиринтов. Несмотря на это, ощущение, что где-то здесь были съемочная команда, знаменитые голливудские актеры и режиссёры, куча кинокамер, автодома-гримерки и снимались сцены, известные на весь мир, все же как-то грели душу.

Заночевали мы в глиняных домиках уже где-то вблизи от пустыни. Душевая вода была прозрачной, но мы не могли отделаться от чувства примеси песка или глины. Радовало то, что впервые ночью было тепло: глиняные стены и верблюжье одеяло делали своё дело. В 7 утра был уже накрыт стол. Специально для нас его вынесли на улицу из столовой. Мы завтракали в окружении пальм и пения птиц. Меня в очередной раз поразило гостеприимство марокканцев. Зная, что мы здесь первый и последний раз, они старались изо всех сил. В каждом новом регионе было заметно различие людей по внешнему облику, одежде, городскому и сельскому образу жизни, но всегда их объединяло это марокканское гостеприимство.
Здесь я ещё не знаю, что скоро наступит самый мой самый любимый период за поездку и я получу незабываемый опыт. Мы добрались до Сахары. И сразу к нам подбежали местные «турагенты». Мы не стали воротить нос и, сбив цену до привлекательной, согласились на сделку. Мы пообедали тажином, и нас повезли на джипе в стиле 90-х до места, откуда мы должны были отправиться в караване верблюдов на ночевку в пустыне. Нас присоединили к группе иностранных туристов из Франции, Польши, Китая и прочих стран.

Мне повезло дождаться своей очереди и быть первой в своём караване. Фантазия заиграла, я представляла себя и арабской предводительницей, и американской пленницей, как из фильма «Под покровом небес», и что мы идём с этим караваном уже 10 лет. За мной был надоедливый француз, который задавал разные вопросы о путешествии и все время отвлекал меня от моих фантазий. К тому же я предпочитала разговаривать со своим верблюдом. Я как-то по-особенному отношусь к животным: мне кажется, хоть они и не понимают нашу речь, но чувствуют наши намерения на ином уровне.
И этот контакт с огромным животным, который вёз меня до лагеря в пустыне три часа был чем-то особенным, фантастическим, невероятным. Закат и золотистые барханы словно из бархата заставили наш караван идти остаток пути в безмолвии. Мы прибыли в лагерь. Нам предстояло провести ночь в шатрах и утро без душа. Было страшновато, ведь ещё из детской энциклопедии я знала, какой может быть мороз в пустыне ночью. Мы поужинали тажином и грелись у костра. Ахмед и Исмаил были одеты, как бедуины и развлекали нас зажигательной игрой на барабанах и песнями. Ночь была короткой. К 5 утра мы уже должны были позавтракать и отправиться из лагеря обратно. Это звездное небо мы запомним навсегда. Три часа мы ехали под ним с поднятой головой и открытым от восторга ртом. Онемевшие от холода ноги спасало лишь то, что можно было прижать их к верблюду, который был горячим, как печка. Верблюд позади меня постоянно прижимался и намекал на «почесать за ушком». А когда мы спускались с барханов по темноте, все время казалось, что вот-вот сейчас один из верблюдов оступится, и мы все по цепочке упадём. Мы вернулись к рассвету.
Горные ландшафты меняли фактуры и цвета. Иногда казалось, что мы на Марсе, иногда – на Луне. Иногда дорога напоминала что-то схожее с Исландией. Мы увидели снег, небольшие озёра, «альпийские луга» и невозможное количество пасущихся овец. Затем была дорога вдоль соснового парка с мартышками, выбегающими на обочину и жаждущих угощений. Затем город, напоминавший юг Франции. Европейские дома, золотистые клёны. Несколько раз, так как часто верблюды – это единственный способ добраться до другого населенного пункта, мы подвозили местных жителей.
Следующая остановка была в городе Фес. Вы наверняка слышали это название из художественной литературы. Медина (старый город) здесь очень запутанная. А местные жители уже не такие гостеприимные. Нас постоянно дёргали за рукав, настойчиво показывали дорогу, а затем требовали деньги. Нужно сказать, что такая дикость в некотором роде придавала антураж темным и узким улочкам с тусклыми фонарями. А рынок в этом городе был одним из самых колоритных. Здесь было все: от гашиша до кожаных кресел. Днем мы посетили уличную фабрику, где окрашивают кожу. Запах этой кожи потом преследовал нас до конца поездки, и покупать кожаные туфли-барбуши как-то сразу расхотелось. Хотя зрелище было довольно интересным: соты с водой ярких цветов и заведённые от своей работы местные жители, которые трудились словно пчёлы.

Мы вновь отправились в путь вдоль мандариновых садов в сопровождении подкастов про финансовую грамотность и рассуждений на тему еды. И наконец добрались до города, который очень любопытно было посмотреть. Это город, полностью выкрашенный в синий цветШефшауен. Первое, что мне бросилось в глаза – это женщина в мусульманском одеянии синего цвета, идущая на фоне синих стен. А второе – это толпа китайцев, жаждущих сделать фото в самом инстаграмном городе страны. Гулять по этим улочкам и правда было весьма забавно. Утро мы провели на крыше отеля с видом на это синее безумие. Городок небольшой, поэтому особенно нам запомнились окружающие его горы, освещённые утренним солнцем.
К вечеру мы добрались до Гибралтара, через пролив виднелся испанский берег. Испанский воздух показался более мягким. Мы поторопились поехать дальше, чтобы заночевать в Танжере. Когда мы прибыли в город, главным событием после диких мест было увидеть знакомую надпись Shopping mall, Zara, людей, одетых в современные водолазки, шарфы, пальто. На фоне всего трипа цивилизация казалось настоящей дикостью. Мы тоже захотели цивилизации и сняли номер в большом красивом отеле. По факту отель оказался немного пошарпанным, в стиле 2000-х годов. Но нам просто необходимо было открыть карточкой лаконичный по марокканским меркам номер.

Времени на дорогу оставалась все меньше, и мы проехали сквозь Касабланку.

Пробки, ветхий город, но непохожий ни на что другое в Марокко – конечно, под песню 90-х годов Casablanca.

Утром мы уже были совсем близко от своей деревни. Заночевали в Эс-Сувейре. В этот город к тому времени мы ездили на забавном старом автобусе уже несколько раз. Одно из главных развлечений здесь – это вкуснейшие и свежайшие устрицы за 70 центов, которыми мы не побоялись позавтракать. Еще самые приятные цены на марокканские ковры. А возле рынка стоит крепость, где снимали эпизоды из «Игры Престолов».
Марракеш - теперь один из любимых моих городов в Марокко. Огромный, розовый город со старыми неоновыми вывесками, многометровыми пальмами, шумный и колоритный.

Главным впечатлением от поездки сюда стало посещение музея Ива Сен-Лорана и сада, где расположен один из его домов. Музей небольшой, не утомляющий, но наполненный всем, что необходимо, чтобы погрузится в атмосферу, жизнь и работу великого кутюрье. Картинная галерея, архивы фотографий и статей из журналов, манекены с нарядами разных коллекций и эпох его творчества, короткий фильм о его пути, его эскизы. Каждый зал плавно перетекал из одного в другой и наглядно повествовал о ключевых моментах личности Сен-Лорана и его творческом пути. Архитектура музея и грамотность экспозиции вдохновили не меньше, чем содержание. Когда мы отправились в сад Мажорель, где находится один из домов кутюрье, после столь проникновенной экспозиции казалось, будто мы гуляли в сопровождении самого Ива и его незаменимого спутника Пьера Берже. Сад утопал в зарослях кактусов, агав и гигантских суккулентов. А все извилистые тропинки из красного гравия вели к его знаменитому дому ярко-синего цвета, который можно увидеть в многих документальных фильмах об Иве Сен-Лоране.

Надеюсь, что вы окунулись в атмосферу северной, колониальной Африки и обязательно приедете сюда, чтобы прочувствовать эти места по своему.

Дожди в Марокко бывают не часто, а вот сильные, порой непрекращающиеся ветра с песком – регулярно. Поэтому, если вы решите пожить в Марокко – у океана или в пустыне, обязательно захватите с собой плащ Surfer Raincoats.
Что непременно нужно сделать в Марокко
  • Посетить сад и музей Ива Сен-Лорана в Марракеше
    И увидеть коллекции и эскизы созданные руками мэтра моды. Прогуляться по саду, где жил и творил дизайнер и его верный спутник Пьер Берже. Погрузится в атмосферу их жизни. Насладиться архитектурой музея и дома.
  • Пожить несколько дней в синем городе Шефшауен
    Город стены и дома которого выкрашены в синий цвет. Одно из самых необычных мест Марокко. Но будте готовы, здесь будут толпы китайских туристов с селфи палками.
  • Провести ночь в Сахаре добравшись на место ночевки верхом на верблюде
    Увидеть арабскую ночь с тысячами звезд. Переночевать в шатре. Танцевать вокруг костра и петь песни. ужинать кус-кусом или тажином. Захватить теплые носки и куртку.
  • Пройтись по рынку, купить ковёр, туфли-барбуши
    Лучшие рынки в Эсувейре и Марракеше. Еще здесь можно найти предметы интерьера и мебель. Так что готовьте место в багаже по возвращении домой.
  • Объесться устрицами на рыбном рынке в Эс-Сувейре
    Цена устриц 50 рублей за штуку. Искать рынок в рыбацком порту у океана. здесь же можно купить свежевшую рыбу и морепродукты и попросить приготовить в ближайшем кафе.
  • Взять самую длинную правую волну в твоей жизни на споте в Имсуане
    Рядом вы найдете несколько прокатов. Жилье мне не очень понравилось здесь. Поэтому сюда ехать только за волнами.
  • Пообедать в кафе Le Jardin в Марракеше
    Про это место писали глянцевые журналы. Но оно от этого не теряет свою атмосферность и красоту. Сюда зайти, как минимум, за фотографией.
  • Сфотографировать коз на деревьях
    Козы, как правило, пасутся в южной части Марокко. Ближе к Эссувейре и Сиди Кауки. Зрелище потрясающее. Козы адаптировались пастись на деревьях из-за нехватки травы.
  • Съесть тажин в особый день недели
    Местные кафе вы найдете в любой деревне. Тажин принято готовить по воскресеньям.